Акулич Ю.В. 
НОВЫЙ ВКЛАД ИФЛА В КОНЦЕПЦИЮ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ

        Идея создания международных стандартов по библиотечному образованию возникла в 70-е гг. XX века. В 1976 г. на Генеральной сессии ИФЛА в Лозанне был утвержден стандарт для библиотечных школ, где определены важнейшие принципы, фундаментальная структура понятий и средств в сфере международного библиотечного образования, на тот период. В этом документе были установлены 18 критериев, применимых в любом национальном контексте, которые способствовали подготовке стандартов для конкретных стран.
        В 2000 г. на Генеральной сессии ИФЛА в Иерусалиме были утверждены основные направления развития библиотечно-информационного образования, которые создавались на базе стандарта для библиотечных школ 1976 г. В отличие от стандарта 1976 г., который рассматривал подготовку специалистов для работы в библиотеке с бумажными и аудиовизуальными материалами, основные направления развития библиотечно-информационного образования 2000 г. предполагают работу с широким спектром носителей информации для обеспечения потребителей релевантной информацией. 
        В основных направлениях развития библиотечно-информационного образования 2000 г. предъявляются следующие требования:
1. Библиотечно-информационное образование должно соответствовать общему политическому, социальному, экономическому, техническому уровню развития страны и давать университетскую степень бакалавра, магистра или доктора наук и удовлетворять потребность в специалистах.
2. В официальных документах, доступных публике, должны быть четко определены цели задачи, методология, принципы, методы, уровень подготовки библиотечно-информационных работников, а также область их специализации.
3. Необходимым элементом современного учебного плана должны быть общеобразовательные дисциплины, что является важнейшим компонентом библиотечно-информационного образования. 
4. В документах ИФЛА определены основные курсы, составляющие фундаментальную подготовку библиотечно-информационных работников с учетом требований времени, а также основные требования к методике преподавания, которая направлена на развитие профессиональных навыков: аналитических, навыков принятия решений, профессионального общения, самоменеджмента и способности работать в команде.
5. Профессорско-преподавательский состав должен обладать значительным (на университетском уровне) научным, научно-педагогическим и опытом, подтвержденным учеными степенями и званиями, а также владеть новыми технологиями, навыками эффективного обучения и постоянно поддерживать свою эрудицию. Преподаватели должны иметь оптимальную учебную нагрузку не больше 12 студентов на одного преподавателя. 
6. Каждое учебное заведение должно найти собственные доступные общественности критерии отбора студентов, выявляющие людей, имеющих высокие интересы, способности, интеллектуальную и образовательную подготовку, которые смогут внести вклад в развитие библиотечной профессии и решение ее проблем.
7. Студенты должны знать, какие требования, по каким предметам им предъявят во время обучения, какой диплом, степень или сертификат, они получат по окончании в соответствии с их уровнем усилий.
8. Библиотека учебного заведения, где готовят библиотечно-информационные кадры, должна быть не только образцом, но и полигоном для оттачивания профессионального мастерства.
9. Для реализации своих задач учебное заведение должно иметь хорошую материально-техническую базу и финансирование. Особое внимание уделяется наличию современного компьютерного оборудования, программному обеспечению и мультимедийным ресурсам, а также наличию доступа к глобальным информационным компьютерным сетям.
10. Важным элементом концепции ИФЛА является демократизм обучения, который выражается в выборе студентами основных курсов и дисциплин специализаций. Это создает условия для удовлетворения их профессиональных потребностей и совершенствования учебного плана. Стандарты требуют обязательно учитывать мнение студента о методике преподавания. В учебном плане должны быть учтены интересы студентов, преподавателей, работодателей, практиков и профессиональных ассоциаций. Студенты должны иметь право учиться на нескольких специализациях. 
        Важным элементом демократизации является предоставление возможности образования вне зависимости от возраста, расы, пола, национальности, политики, религии, материального положения, стиля жизни, семейного положения или физической дееспособности. 
Все документы учебного заведения должны быть доступны не только студентам, но и широкой общественности. Все важнейшие вопросы руководитель школы обязан обсуждать со всем коллективом. Особое место занимает мнение студентов.
Hosted by uCoz